“Запретная планета” (1956г)
Интересная тема про наследие давно сгинувших цивилизаций затерянное в далёком космосе. Надо же! При понятной для того времени аляповатости фантастического антуража, такая смелая идея в основе фильма лежит. О достижении всемогущества посредством научно технического прогресса, выразившемся в машине исполняющей желания, считывая их напрямую из мыслей. Сейчас такой “Рубикон”, который может преодолеть в своём развитии цивилизация, принято называть СИНГУЛЯРНОСТЬЮ (не путать с квантовой сингулярностью, бывшей в начале времён, и породившей большой взрыв, давший начало вселенной). Не столь удивительно, что в то время родилась идея, о том, насколько далеко могут развиться возможности цивилизации, если особо технической конкретики не проговаривать, что бы и не помечтать. Гораздо более удивительно, что в то время, позитивистского настроя и упования на прогресс, задумались о неочевидных “подводных камнях” на которые этот прогресс на всех парах может нести, о ментальном звере сидящем внутри нас, получающем через технику буквально возможности богов, возможности осуществлять свои желания только подумав. И удивительно глубокая мысль авторов фильм, что наше “Я” видимое и окружающим и нам самим, это лишь верхушка айсберга, остальное сокрытое и от нас, держащее на плаву эту верхушку, огромный объем рудиментарного, хтонического (можно в википедии глянуть), инстинктивного (Хотя может основоположники психоанализа Фрейд и Юнг подобное уже озвучивали). Тем более удивительно что в литературной основе фильма работа двух авторов, чьи имена мне ни чего не говорят, а сюжет я нахожу гениальным, даже законы робототехники, что в программу робота встроена блокировка не позволяющая причинить вред человеку, раньше Айзека Азимова здесь появились. Хорошо придумано, что анатомически местный народ сильно от нас отличался, и техника с интерьерами от них оставшаяся на них и рассчитана. Сюжет внятный про то, как спасательная миссия в дальнем космосе приземляется на планету, где двадцать лет назад была потерянна связь с экспедицией, и находит одного выжившего, и не плохо устроившегося члена экипажа, со взрослой дочерью (но понятно, что довольно наивной, это обыграно с комизмом), родившейся уже на планете. Персонажи вполне живыми получились. Непривычно было Лесли Нильсона (в последствии комического актёра) видеть в главной роли, бравого командира экипажа, всёго такого правильного как с плаката. Сюжет не лишён юморных моментов со второстепенными персонажами, что увеличивает доверие происходящему и восприятие участников как живых людей облегчает. Монстр хорошо показан когда проявляется из невидимого состояния. Только я не понял почему он скорее к фауне того мира принадлежит, судя по гипсовому слепку следа с когтем, хотя гигантские ленивцы Мегатерии (интересные зверушки) на нашей планете жили и людей застали, но по логике зверь должен был быть состоящий в бОльшем родстве с человеком. Сначала счёл ляпом наличие на планете земной фауны, в виде тигра прирученного девушкой, оленей и птиц на вольном выпасе, но это в сюжете объясняется, а растения и инопланетные показаны. По технике, не умно, что командир в полёте отдаёт приказы по микрофону снимаемому со стены и вешает его обратно, хотя гарнитура с маленьким микрофоном сразу на шлеме, кажись уже во вторую мировую у пилотов и танкистов была. Не понравилось, как действие их бластеров показано, испаряющих предметы, по мне эффектнее, было бы использовать пиротехнику, что бы предметы взрывались при попадании бластером в них. Робот не плох. В девушке, вроде бы по внешним данным всё есть, и наряды как в кабаре, но почему то не цепляла в плане чисто привлекательности. Авторы легко допустили что люди буду летать со скоростью света, а вот полёт людей на луну думали в конце двадцатого века будет только, хотя лет через десять после фильма уже слетали. И подумать не мог, что в 50ых, мог быть снят достойный внимания фильм.
» Икатола