"Нечистая сила" - Грустная сказка своего времени. Изложу впечатление, сугубо личное. Я усмотрел в этом эмоционально проникновенном творении, выполненном сильным художественным языком (игра актёров, композиции, планы), довольно нарочито поданное морализаторство, навеянное автору небезосновательной опаской вершащихся на момент создания сценария перемен. Автор недвусмысленно выразил своё отношение и к "движухе деловых", и к разухабистым ресторанным загулам, с доступностью половых связей, то же наверно небезосновательно изобличает, но отдаёт брюзжанием бабок у подъезда, и по каким то очевидным поводам, так что проговаривание нелицеприятного выглядит банальностью, хоть и не идёт в разрез с правдой. Так же мне нарочито очевидными показались сетования по поводу утерянной духовности, по моим соображениям, выражающиеся в том, что большинство строений, локаций где происходит действие на разных этапах жизни героя, являются перепрофилированными советской властью церквями и монастырями, это и институт где работал герой, и опорный пункт милиции с К П З (в бывших кельях), и уже место куда тянуть срок определили, и вообще церквей в кадре и на общих планах удивительная плотность, явно по замыслу автора и в тему его посыла. Да, общие виды российской глубинки в фильме хороши, и как я уже сказал, с художественной точки зрения фильм трогает, но от сюжета я остался не в восторге, и мне не хватило, сюрреализма, что ли, чудес и потустороннего, показанное, при всём трагизме, как то буднично, включая нечистую троицу, и кстати, почему в ней Роман Карцев присутствует? Да ещё и верховодит, хотелось бы, что бы черти были исключительно наши, аборигенные, славянские, раз формат с претензией на СКАЗКУ, нечисть кстати на поверку по сравнению со многими показанными людьми, хоть и пройдошиста, но всё же не так страшна оказалась. Учитывая постер с отсылкой к ВАВИЛОНСКОЙ БЛУДНИЦЕ НА ДРАКОНЕ (Из "Апокалипсиса" Ионана Богослова) ждал фантасмагорию, но Вавилон на постере наверное приведён как символ торгашества, зря рассчитывал окунутся в феерию мистики (хоть уже и смотрел фильм в год его выхода, будучи подростком), и тогда, и сейчас осадок похожий остался, ужасы в фильме не потусторонние показаны, а тривиальные ужасы нашей действительности, и дары судьбы превращающей в проклятья, в общем, фильм трагизмом сквозит. Позабавило как на романтическом свидании герой пассии, можно сказать "отходную" читает, её спать укладывая в стиле панихиды. Пахан на зоне уча героя уму разуму (тех мест), втирает: "Нужно внушить страх к себе, тогда будешь в безопасности" я же слышал противоречащую присказку: "Бойся тех, кто тебя боится" думаю верно и то, и другое, всё очень тонко вариативно и зависит от ситуации. Не поручусь что я с достаточной глубиной понимания подступился к авторскому опусу, отписался в силу своего разумения, что увидел. Фильм интересен с художественной точки зрения и как документ эпохи. P S Вообще не понял поступка героя по отношению к изобретателю самоделкину, да и роль которую герой занял к этому моменту его не красит. А кстати, я слышал, был в жизни случай использования ЗЭКом аппарата на основе переделанной бензопилы, тоже кажись неудачно, вроде разбился.
» Икатола